Виды афазии: общая характеристика

Афазия — системное нарушение уже сформированной речи. Она может возникнуть при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга, которые были спровоцированы опухолями, воспалительными процессами, перенесенными травмами, инсультами, и даже некоторыми психическими заболеваниями. Данное отклонение затрагивает различные формы речевой деятельности.

Причины афазии, как заболевания

В результате органического поражения коры речевого центра головного мозга у человека возникает афазия. В основном, факторы, провоцирующие развитие афазии, возникают в период, когда речь уже сформирована.

Самыми частыми причинами   афазии являются сосудистые поражения головного мозга — ишемические и геморрагические инсульты. Смешанный и тотальный афазический синдром чаще отмечается у пациентов перенёсших геморрагический инсульт, а моторная, сенсорная или тотальная афазия бывает после ишемических нарушений мозгового кровообращения.Нарушение кровообращения

Также к причинам проявления афазии можно отнести:

  • Опухоли головного мозга;
  • Операции на головном мозге;
  • Энцефалит, абсцессы, лейкоэнцефалит — воспалительные заболевания мозга;
  • Болезнь Пика, Альцгеймера — прогрессирующие заболевания ЦНС;
  • ЧМТ.

Факторы риска:

  • Пожилой возраст;
  • Гипертоническая болезнь;
  • Церебральный атеросклероз;
  • Травмы головы;
  • Ревматические пороки сердца.

Это важно! Течение синдрома афазии зависит от этиологии нарушения речи, обширности и локализации очага поражения, преморбидного фона и возраста пациента, компенсаторных возможностей. При внутримозговом кровоизлиянии возникают более тяжелые нарушения речи, чем при атеросклерозе или тромбозе. восстановление речи у молодых происходит быстрее, чем у людей в возрасте.

Классификация видов афазии

Наиболее распространённая классификация видов афазии   по А.Р. Лурия. С одной стороны, она учитывает локализацию очаговых поражений в доминантном полушарии, с другой — характер возникающих при этом речевых нарушений. Согласно данной классификации существуют   акустико-гностическая, динамическая, моторная (афферентная и эфферентная), амнестико — семантическая и акустико — мнестическая афазии.

При поражении зоны Брока (нижний отдел премоторной области) имеет место эфферентная моторная афазия. При афазии Брока главным речевым дефектом является кинетическая артикуляционная апраксия, которая приводит к невозможности переключиться   с одной артикуляторной позиции на другую.

Акустико-гностическая афазия имеет место, когда локализация очага находится в зоне Вернике (область задней трети верхней височной извилины). Возникает нарушение анализа и синтеза, фонематического слуха, что ведет к потере понимания обращённой речи.

Поражение нижних отделов постцентральной коры, которые примыкают к роландовой борозде, вызывает афферентную моторную афазию. В таком случае происходит затруднение в поиске отдельной артикуляторной позы, которая необходима для воспроизведения определённого звука — кинестетическая артикуляционная апраксия.Нарушение речи

Вследствие поражения внеядерных отделов слуховой коры (средняя височная извилина) имеет место акустико-мнестическая афазия.

Поражение задневисочных и переднетеменных отделов коры головного мозга провоцирует амнестико-семантическую афазию. Для этой формы афазии характерным является то, что у пациента появляются специфические амнестические трудности, он забывает названия явлений и предметов, у него нарушается понимание грамматических конструкций.

Динамическую афазию влечёт за собой поражение заднелобных отделов головного мозга, это   приводит к нарушению коммуникативной функции речи (неспособность построить внутреннюю программу высказываний и её реализовать во внешней речи).

Когда происходит обширное повреждение коры доминантного полушария, которое захватывает сенсорные и моторные речевые зоны, происходит развитие тотальной афазии (пациент не способен понимать и воспроизводить речь. Также возможны случаи смешанных афазий: сенсомоторная, эфферентно — афферентная.

Симптоматика заболевания

Любая форма афазии влечёт за собой нарушение речи, это связано с тем, то первичное выпадение речевого процесса влечёт за собой распад всей сложной системы речи.

Также у них наблюдаются такие признаки как: контаминации, литеральные парафазии, персеверации. Для них характерны: гипофония, длительные паузы. У пациентов выявляются грубые нарушения чтения, письма (дисграфией/аграфией, дислексией/алексией).

В медицине существует два вида афферентной афазии. В первом случае четко выражено наличие речевого эмбола, артикуляционная апраксия. Во втором случае происходит проводниковая афазия (нарушение повторений, ситуативная речь неизменна).

По различным типам афазии, можно выделить такие симптомы афазии:

  • При сенсорной(акустико-гностической) афазии происходит нарушение слухового восприятия речи, при том, что физический слух в норме. Пациент, у которого афазия Вернике не контролирует свой речевой поток, который характеризуется развитием компенсаторного многословия, и не понимает речь окружающих. Вначале развития заболевания речь больного представляет собой случайный набор слов, звуков и слогов. Затем наступает стадия логореи (многоречивости) при этом проявляются аграмматизмы, вербальные и литеральные парафазии. Также происходит нарушение письма, чтение страдает меньше так как, опирается на кинестетический и оптический контроль.
  • Акустико-мнестическая афазия связана с трудностями удержания в памяти информации воспринятой на слух. Больной не может уловить смысл речи, не в состоянии воспроизвести связку из нескольких слов. Выражена повышенная речевая активность.

Трудности в назывании предметов, нарушение зрительной памяти которое вызывает нарушение счетных операций, понимания читаемого текста и письма.

Если пациент забывает названия предметов, у него нарушено понимание деепричастных и причастных оборотов, метафор, пословиц; речевых оборотов, которые отображают причинно- следственные, пространственные взаимоотношения — это является проявлением амнестико-семантической афазии. При семантической афазии происходит нарушение понимания читаемого текста — акалькулия.

При динамической афазии у больного нарушается спонтанная повествовательная речь, несмотря на то, что он в состоянии воспроизводить звуки, короткие слова и у него не нарушено повторение и автоматизированная речь. Во время разговора у пациента наблюдаются персеверации и эхолалии.

Диагностика афазии

Для проведения диагностики афазии необходима помощь нейропсихологов, логопедов и неврологов. Проведение МР-ангиографии, дуплексного сканирования сосудов головного мозга, МРТ или КТ головного мозга, люмбальной пункции и УЗДГ сосудов шеи и головы помогает выяснить очаги локализации и причины заболевания. Для проведения обследования речи необходимо провести диагностику письменной и устной речи.

Проведением диагностики интеллектуальных процессов, зрительного гнозиса, слухоречевой памяти и праксиса (динамического, пальцевого, кистевого, мимического, орального) занимается нейропсихолог.

Это важно! Для дифференцирования афазии от дизартрии, УО, алалии (у детей) и тугоухости необходимо проведение комплексной диагностики.

Характеристики данного заболевания изучаются в рамках нейропсихологии, психолингвистики и логопедии.

Прогнозирование и профилактика болезни

Чем раньше начинается восстановление речи при афазии, тем успешнее будет результат. Преодолении афазии — очень длительный и трудоёмкий процесс. Который требует совместного труда пациента, его родных, логопеда и лечащего врача.

Прогнозирование восстановления речи зависит от нескольких факторов:

  1. Возраста и состояния пациента;
  2. Размера области поражения и его локализации;
  3. Степени речевых расстройств.

Это важно! Чем меньше возраст пациента, тем  положительнее динамика его выздоровления. В то же время, акустико-гностическая афазия, которая проявилась в возрасте 6−7 лет, может повлечь за собой   полную утрату речи или нарушению речевого развития. При спонтанном выходе из моторной афазии возможно развитие заикания.

Для профилактики заболевания необходимо предупреждение ЧМТ и сосудистых мозговых катастроф, своевременное выявление опухолей.

Лечение афазии

Специалисты точно не утверждают, как лечить афазию. Но существует несколько правил, соблюдение которых поспособствует улучшению состояния пациента:

  • Привлечение больного к беседам;
  • Поддерживание всех видов коммуникаций (речь, жесты);
  • Сохранение нормального стиля общения (разговаривать с больным так же, как и прежде);
  • Предоставлять человеку достаточное время на построение и выговаривание предложений.

Упражнения при афазии играют очень важную роль, так как они способствуют быстрейшему выздоровлению пациента. Они проводятся с целью более эффективного и скорого восстановления речи.Упражнения при афазии

Оцените статью:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Loading ... Loading ...

Комментарии

Добавить комментарии:
*
*

Comment Spam Protection by WP-SpamFree