Как и почему возникает моторная афазия

Моторная афазия — это патология, для которой характерны трудности или невозможность произнесения слов при сохранении возможности произнесения отдельных звуков и возможности понимания человеческой речи. При развитии самой тяжелой формы заболевания речь пропадает совсем и даже после восстановления у пациента остаются сложности произнесения трудных высказываний или при повторе целой серии слов, фраз.

Это важно! В самых тяжелых случаях человек полностью утрачивает возможность произносить речь, больной может вести диалог с людьми лишь посредством жестов и мимики. На первых этапах развития возможность произнесения сочетаний звуков и конкретных слов не нарушается. Такая речь образно называется «телеграфным стилем», так как пациент в своем разговоре использует только очень простые и недлинные предложения, в основном имена существительные  и инфинитивы.

Слова становятся искаженными по причине неправильного чередования или полного отсутствия некоторых звуков, частых замен слов похожими по смыслу. Не менее важная особенность речи — это разрушение грамматики речи. Речь заметно замедляется, слова выбираются с большим трудом, часто проявляются повторения слов, звук и оборванной речи. Искажения устной речи, спровоцированные развитием моторной афазии, часто проявляются одновременно с аграфией — это нарушение правильного письма, когда видны двигательные нарушения руки.Искажения устной речи

Причины, по которым начинается развитие патологии

Основная причина возникновения моторной афазии — это ишемический инсульт, влияющий, на верхние части центральной артерии в головном мозге. Данный процесс негативно влияет на речь человека.

Также другие причины моторной афазии — это различные повреждения головного мозга, куда относятся новообразования в головном мозге, кровоизлияния в мозг, абсцессы в головном мозге.

Формы и проявления заболевания

Моторной афазией называется частичная или полная потеря возможности говорить при сохранении понимания речи окружающих людей.

Моторные формы афазии бывают следующими:

  1. Афферентная моторная афазия — первый тип, для которого характерен неправильный пространственный, симультанный синтез движений в разных органах аппарата артикуляции. Также полностью утрачивается ситуативная речь при ярко выраженном течении патологии.
  2. Проводниковая афазия отличается от других типов значительным сохранением однообразной, ситуативной речи при грубом нарушении повторения, называния и другой произвольной речи человека. Данный тип патологии является преимущественно нарушением дифференциации артикуляционного способа, симультанным синтезом комплексов звуков и слогов, из которых состоит слово.
  3. Эфферентная моторная афазия — это нарушение временной, линейной организации движений, осуществляемой премоторными зонами в коре головного мозга. Повреждение премоторных отделов провоцирует нарушение инертности речевого стереотипа, что вызывает слоговые, звуковые, лексические перестановки, повторы и персеверациями. Непроизвольное повторение слов, персеверация, становящиеся последствием невозможности вовремя переключиться с одного акта артикуляции на другой. Всё это заметно осложняет или делают невозможным воспроизведение устной речи, осуществление чтения и письма.
  4. Динамическая моторная афазия — данный тип развивается при повреждении задних лобных отделов в левой части доминантного полушария для речи, то есть отдела в третьем функциональном блоке. Он является блоком регуляции, активизации и планирования последующей речевой деятельности. Основным речевым нарушением при развитии этого типа считается трудность или полная невозможность воспроизведения активного речевого высказывания.

Более сложная и тяжелая форма — это сенсомоторная афазия. Она сочетает в себе проявления моторной и сенсорной афазии, когда больной не в состоянии осознавать, что ему говорят, а также не в состоянии инициировать свою собственную речь.

Симптоматика возникновения патологии

Речь пациента начинает заметно затормаживаться, нарушается артикуляция, часто пациент просто замолкает, подбирая подходящие слова и фразы. Словосочетания или предложения почти не включают служебные части речи, в них входят в основном только имена существительные и глаголы. Порядок слов заметно нарушается, а окончания слов ставятся в неправильную форму — отсутствует соотнесение между собой двух соседних слов.

При тяжелом протекании болезни речь у детей или взрослых состоит только из непонятных звуков, слов нет и да. Пациенты обычно привыкают к произнесению привычных слов для того, чтобы собеседник понимал их отношение к сложившейся ситуации. Понимание речи сохраняется, навык чтения тоже сохраняется, но пациенты  в процессе чтения часто запинаются, особенно при чтении служебных или просто коротких слов.

Это важно! В соответствии с этим моторный тип афазии является не только моторным нарушением, но и нарушением восприятия конкретных слов в словосочетании.

При развитии патологии возникают нарушения эмоционального характера в состоянии больных — повышается плаксивость, больные быстро отчаиваются, и у них появляется склонность к депрессивным состояниям.

Неврологические симптомы заключаются в ослаблении мышц лица с правой стороны, паралич в мышцах с одной стороны лица, невозможность воспроизводить движения, в которых участвуют мускулы рта, горла.

Организация лечения моторной афазии

Лечение моторной афазии в первую очередь заключается в расторможении речи и создании у пациента психологическую готовность, а также условия для появления намерений и желания разговаривать.

Полезно вместе с пациентом слушать или даже напевать известные песни, предварительно записанные на магнитофон. Такой подход позволяет улучшить настроение, навевает воспоминания, восстанавливает память. Со временем пациент подхватит и внятно начнет произносить слова из текста песни.

Параллельно восстановление речи при моторной афазии заключается в тренировке автоматизированных речевых рядов. Можно предложить перечислить дни недели или посчитать.Восстановление речи при моторной афазии

Больного можно заинтересовать чтением эмоциональных рассказов с картинками и отдельно написанными словами — всё это вызывает оживление эмоциональной стороны и восстанавливается прежние связи речи.

Помимо этого, можно просить больного часто перечислять имена близких людей, различные термины профессий или любимого занятия.

Это важно! В процессе осуществления общения изо дня в день следует придумывать различные упражнения на развитие речи. Важно, чтобы пациент вспоминал много глаголов, существительных и других частей речи — первоначально отдельными словами и предложениями, а затем -  в простых беседах и диалогах.

С течением времени диалоги с пострадавшим от моторной афазии должны усложняться. Связная речь при отсутствии негрубых нарушений, как правило, проявляется сразу же за расширением словарного запаса больного.

Оцените статью:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов: 2 , среднее: 1,50 из 5)
Loading ... Loading ...

Комментарии

Добавить комментарии:
*
*

Comment Spam Protection by WP-SpamFree