- Существующие формы заболевания
- Реализация диагностических мероприятий при афазии
- Реализация лечебного процесс после постановки диагноза
Содержание
Афазии — это расстройство деятельности речевого аппарата у человека, когда частично или целиком теряется способность использовать привычные слова с целью выражения мыслей, общения. При этом работа слуха и артикуляционного аппарата не изменяется и не отклоняется от нормы. Афазия следует классифицировать с другими нарушениями речи, сопровождающимися сохранением словесной сигнализации, поэтому и восстановление речи при афазии будет несколько отличаться.
Существующие формы заболевания
В медицине известно множество форм развития афазии, но к основным формам относятся следующие:
- Сенсорная форма — развивается в результате повреждения отдела в верхней части височной извилины в доминантном полушарии. У пациентов нарушается восприятие на слух глухих и звонких, твердых и мягких звуков. При крупном повреждении происходит полное нарушения восприятия человеческой речи — множество звуковых замен, искажающих речь.
- Акустико-амнестическая форма — развивается вследствие повреждения средней и задней части височной доли с левой стороны. При этом нарушается удержание слуховой и речевой памяти группы слов — из трех сказанных ему слов больной состоянии воспроизвести одно или два, показать одну или две картинки. Нарушение удержания памяти при восприятии на слух речи вызывает нарушением понимания сложных речевых конструкций. Устная речь относительно не нарушается, но при этом слова выбираются с трудом.
- Оптико мнестическая афазия — она характеризуется в основном большими сложностями при назывании предметов по просьбе. Пациент своим поведением дает понять, что предмет знаком ему, что он в состоянии описать его основное предназначение. Подсказка первых букв помогает вспомнить и воспроизвести слово целиком.
- Артикуляционная моторная форма — формируется в результате повреждения нижней части теменной зоны. Первостепенное нарушение данной формы заболевания — это неправильность артикуляции — при выполнении задания пациент языком и губами не может найти подходящую позицию, к примеру, пощелкать языком, надуть щеки или воспроизвести отдельные звуки. При тяжелом течении человек не может воспроизводить не только целые слова, но и отдельные звуки. При легком течении пациенты общаются благодаря речи, где часто отыскивают различные звуки и звуковые замены. На поздней стадии процесса восстановления становится характерным пропуск слов, предлогов, нарушение порядка слов. Что касается письменной речи, то она, как правило, страдает очень сильно, порой даже до невозможности письма некоторых звуков. Понимание речи на слух и чтение про себя у пациентов могут сохраняться на должном уровне.
- Моторная форма — проявляется при повреждении задней части отделов лобной доли. Основное речевой нарушение в данной ситуации — это инертность высказывания. Повторения одинаковых звуков вызывают невозможность воспроизведения устной речи, письма и чтения. Сохраняется произношение отдельных звуков, иногда происходит повторение слов и словосочетаний, но при попытке к спонтанной речи нарушается навык смены слогов и слов, происходит застревание на слогах и повтор предшествующих слов. При менее сложных нарушениях страдает фразовая речь — пациенты неправильно воспроизводят предлоги, глаголы, окончания имен существительных, а в речи преобладают имена существительные, стоящие в именительном падеже.
- Проводниковая афазия — форма афазии, основным проявлением которой является явное нарушение повтора фраз за специалистом и чтения вслух. Кроме того страдает процесс называния предметов после их показа. Самостоятельная речь остается более сохранной, её беглость совсем не меняется, артикуляция не нарушается. Также не нарушается понимание письменной и устной речи.
Реализация диагностических мероприятий при афазии
Вербальное общение зачастую помогает выявить развитие грубой формы афазии. Обследование, которое организуется с целью установления специфических патологических изменений должно включать в себя изучение спонтанной речи, повторения, называния, понимания, письма и чтения.
Компьютерная томография или МРТ реализуется с целью установления характера повреждения — инфаркта, объемного новообразования или геморрагии. Последующие манипуляции уже проводятся для уточнения этиологических факторов предполагаемого заболевания и его формы.
Диагностика афазии, восстановление после её поражения и обучение людей с данной патологией должно проводиться группой специалистов логопедов и неврологов.
МРТ, компьютерная томография для головного мозга, ангиография, УЗДГ для сосудов головы, дуплексное сканирование для сосудов головы проводятся с целью выявления точных причинных факторов, воздействующих на организм, и для выявления конкретного очага поражения.
Это важно! Обследование речи заключается в организации диагностики для устной речи — импрессивной и экспрессивной, диагностику для письменной речи — реализация списывания, чтение и последующее понимание прочитанного текста, письмо под диктовку.
Нейропсихолог, который проводит работу с пациентом, должен реализовывать диагностику слухоречевой памяти и остальных модально-специфических типов памяти, конструктивно-пространственной деятельности и интеллектуальных процессов. Организация комплесных мер диагностики дает возможность отличать протекание афазии от алалии особенно у детей, тугоухости, дизартрии и т.п.
Реализация лечебного процесс после постановки диагноза
Коррекция при развитии афазии заключается в проведении медицинского и логопедического лечения. Терапия основной патологии, спровоцировавшей возникновение афазии, организуется под контролем нейрохирурга или невролога и включает в себя лекарственное лечение, а при необходимости — оперативное вмешательство и последующую активную реабилитацию и восстановление, то есть проведение лечебной физкультуры, механотерапии, массажа и физиотерапевтических процедур.
Речевая функция подвергается восстановлению посредством занятий у логопеда по коррекции патологии. Структура и тематика таких занятий соотносится с тем, какие развиваются формы афазии, таблица каждого врача помогает в этом, а также с этапом проведения обучения по восстановлению работы речевого аппарата.
Это важно! При любом типе заболевания необходимо выработать у пациента установку на полноценное восстановление речевой деятельности, продолжать развивать сохранные анализаторы периферии, работать над каждой стороной речи.
Коррекция афазии должна обязательно начинаться уже с первых дней или недель после перенесения травмы, инсульта, но после разрешения врача. Своевременное начало восстановления предупреждает фиксацию болезненных проявлений. Деятельность логопеда в процессе восстановления речи при афазии длится приблизительно два — три года.
Оцените статью:
Записи по теме: