Классификация афазий: для чего требуется разделение по типам заболевания

Под термином афазия понимается нарушение речевой деятельности, для которого характерна частичная и полная утрата возможности восприятия речи окружающих и использования слов и фраз с целью выражения собственных мыслей. Классификация афазий обусловлена поражением коры в доминантном полушарии при одновременном отсутствии нарушения в работе слуха и артикуляционного аппарата.Нарушения в головном мозге

Выделение форм и типов заболевания по Лурия

В России чаще всего больше всего популярна и чаще всего применяется классификация афазий по лурия:

  1. Эфферентная моторная форма афазии — впервые была упомянута в 1861 году. Она развивается вследствие повреждения нижних отделов в премоторной коре мозгового полушария — это двигательный центр речи. Заболевание провоцирует нарушение грамматики высказывания и возникновение трудностей переключения с одного слога или слова на другое из-за инертности стереотипов речи. Возникают литеральные парафазии, когда один звук заменяется другим, а также серьезные нарушения письма и чтения.
  2. Динамическая афазия — проявляет себя в нарушении последовательности организации высказывания в речи. Нарушается процесс воспроизведения речи во внешнюю среду — при этом на внутренней программе это никак не отражается. Данная форма развивается по причине повреждения коры рядом с двигательным речевым центром.
  3. Афферентная моторная форма афазии — развивается в результате повреждения задней центральной части и теменной части коры. Для таких пациентов характерно нарушение звена, отвечающего за выбор звука. Первичные нарушения предполагают нарушение различения звуков, схожих по своей артикуляции. Ведущее нарушение — это невозможность подбора точной позиции артикуляции, и её уклада с целью произнесения слова.
  4. Сенсорная форма афазии — она основывается на повреждении фонематического слуха и различении звукового состава конкретного слова. Происходит утрата возможности восприятия и понимания звуковой стороны речи.
  5. Акустико-мнестическая форма афазии — нарушается объем удержания информации речи, происходит торможение слуховой и речевой памяти.
  6. Оптико-мнестическая форма афазии — нарушение зрительной памяти и ослабление зрительных образов слов.
  7. Семантическая форма афазии — в её основе лежат дефекты симультанного анализа и синтеза в речи, дефекты одновременного усвоения информации. Главное нарушение — это непонимание сложных логико-грамматических структур.
  8. Амнестическая форма афазии — она проявляется в результате повреждения теменно-височной зоны. Нарушение предполагает проявление трудностей в назывании частей тела и предметов.

Это важно! При общем рассмотрении становится видно, что речь больных отличается бедностью лексики, так как они изредка употребляют наречия, прилагательные, описания, практически не пользуются пословицами и поговорками, потому что не могут уловить их суть.

Афазия изучается в рамках логопедии, психолингвистики и нейропсихологии.Классификация по Лурия

Рассмотрение заболевания с лингвистической точки зрения

Учеными было установлено, что от характеристики основного расстройства будет зависеть и нарушение языковой системы. Получается, что афазия может быть первичной или вторичной, равномерной и неравномерной, избирательной и неизбирательной.

Лингвистическая классификация афазий на первичные и вторичные формы определяется на основании противопоставлений. Первичные нарушения систем языка определяются расстройством аналитико-синтетической работы слухового и речевого анализатора. Вторичное нарушение не может соотноситься с избирательной неполноценностью работы упомянутых анализаторов.

Также в лингвистике афазии разделяются на несколько групп:

  1. Практически все формы афазии из первой группы  проявляют себя в избирательном равномерном нарушении фонематической или морфологической системы словообразования. В качестве основного расстройства выделяется артикуляторная апраксия, нарушение морфологического или фонематического анализа и слуховая агнозия.
  2. Формы второй группы проявляют себя равномерным нарушением грамматических и словесных понятий и неравномерным нарушением всех системы языка. Речевое нарушение зависит от основного неречевого и полностью отражает его. Любые формы афазий из первых двух групп являются избирательными, а неполноценность языковой системы проявляет себя в основном в нарушении текущего анализа и синтеза языка.
  3. При развитии форм афазии третьей группы первоочередным становится затруднение при выявлении межанализаторных отношений. При проявлении заболевания на первый план выходят расстройства амнестического характера. Данная особенность является отличительной чертой форм афазии третьей группы от первых двух групп. При этом языковые системы продолжают нарушаться равномерно и избирательно.

Формы болезни с точки зрения нейропсихологии

В последние несколько лет внимание ученых привлекает состояние и работы высших психических функций при развитии разных неврологических патологий и сосудистых поражений.

В соответствии с данными медицинской литературы почки в каждом случае развития инсульта  происходит нарушение высших психических функций, а конкретно — происходит нарушение речевой деятельность или по-другому афазия. Любое подобное нарушение заметно меняет личность, вызывает трудности в общей и вербальной коммуникации человека. Изменяется и поведение пациента, ухудшается его эмоциональное состояние и отношение к жизни.

Это важно! Речь является организатором и других высших психических функций, поэтому она играет основную роль в их организации.

Изменения в работе высших психических функций вызывают первичные нейропсихологические симптомы, а нарушения, являющиеся их последствиями — это вторичные симптомы. Так выстраивается нейропсихологическая классификация афазий. Закономерное объединение первичной и вторичной симптоматики составляет нейропсихологический синдром.

Разнообразные проявления нарушения высших психических функций выделяются в зависимости от места повреждения в головном мозге. В современной медицине отсутствует общепризнанная классификация афазий, имеются разные системы классификации данного расстройства, что осложняет постановку точного диагноза.

Получается, что современной медицине необходима разработка общей классификационной системы нарушений речевой деятельности при органических повреждениях в головном мозге с одновременным выделением главным критериев отнесения какого-либо симптома или сочетания симптомов к конкретной форме заболевания. Всё это позволит быстрее разрешать задачи диагностики и реабилитации пациентов с афазиями, а значит успешно и эффективно проводить лечение патологии благодаря четкому разграничению форм и признаков.

Оцените статью:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Loading ... Loading ...

Комментарии

Добавить комментарии:
*
*

Comment Spam Protection by WP-SpamFree