- Признаки и проявления заболевания
- Процесс восстановления при развитии афазии
- Организация индивидуальных и групповых коррекционных мероприятий
Содержание
Афазией называется нарушение речи, последствием поражения конкретных участков в мозге, которые отвечают за речевую деятельность. У большинства людей подобные зоны находятся в полушарии мозга с левой стороны. Как правило, патология развивается неожиданно по причине инсульта или получения травмы головы, но в некоторых ситуациях она развивается на фоне опухолевого новообразования в мозге, инфекционного поражения, приобретенной формы слабоумия — тогда болезнь прогрессирует постепенно. А коррекция афазии будет зависеть от всех перечисленных факторов.
Афазия провоцирует потерю способности воспроизведения собственной речи и понимания чужой речи, а также больной утрачивает способность чтения и письма. Заболевание порой сопровождается другими нарушениями речи, к примеру — нарушением артикуляции, апраксией речи, которые также становятся последствиями травмы мозга.
Это важно! Афазия может развиваться, как у взрослых, так и детей, но в основном она поражает людей преклонного возраста независимо от половой принадлежности.
Признаки и проявления заболевания
От формы патологии будет зависеть и проявление симптоматики. К примеру, при экспрессивной форме человек жалуется на трудности в произношении предложений или слов, при сенсорной форме афазии — возникают трудности в понимании речи. При глобальных формах человек теряет способность разговаривать и воспринимать речь окружающих.
От места расположения и размеров пораженной области зависит и симптоматика заболевания, а также коррекционно педагогическая работа при афазии - утрата речи может быть частичной или полной.
Процесс восстановления при развитии афазии
Восстановление после афазии основывается на самом важной свойстве головного мозга — способности компенсирования поражения. С целью возобновления нарушенной работы применяются прямые или обходные механизмы компенсации патологии.
Такая коррекционная работа при афазии, как прямые растормаживающие способы, применяется на индивидуальной стадии болезни и рассчитана на активизацию резервных возможностей мозга человека. обходные методики предполагают компенсирование болезни на основе переустройства самой пострадавшей функции посредством межфункциональных перестроек. Говоря другими словами, если развивается афазия, восстановление происходит благодаря введению обходных методик выполнения необходимых речевых операций.
Это важно! Также очень важно учитывать особенности каждого пациента в отдельности. Восстановление должно проводиться по заранее подготовленному плану, который включает в себя конкретные задачи и соответствующие методы реализации лечения.
Помимо этого восстановление в первую очередь должно проводиться с целью нормализации коммуникативных функций человека. Требуется задействование больного в общении во время занятий, в семье и в общественных местах.
Организация индивидуальных и групповых коррекционных мероприятий
Коррекционно восстановительная работа при афазии у логопеда реализуется почти всегда в индивидуальном порядке, но временами врач одновременно рекомендует пациентам посещение групповых занятий. Индивидуальное лечение требуется, потому что процессы восстановления речи у каждого пациента происходят с различной скоростью. Также логопед может составлять отдельные планы работы для каждого пациента с учетом характеристики его личности, особенностей поражения и возрастной группы.
Во время проведения коррекции родственники обязательно должны сотрудничать со специалистом. В их обязанности входит повторение домашних заданий и закрепление достигнутых целей, а также оказание поддержки и подъем самооценки больного. При афазии у ребенка родители могут отправить его в специализированный детский сад или школу, где логопед сможет проводить с ребенком индивидуальные занятия изо дня в день.
Этапы лечения у логопеда
В первую очередь логопед начинает работу с пациентом, определяя пораженные зоны мозга. При повреждении теменной и височной зоны в левом полушарии логопед основывается на желании пациента восстанавливать речь. При поддержке и желании больного коррекция занимает меньше времени, а восстановление происходит намного быстрее.
Затем специалист должен установить стадию восстановления функционирования речи. При наличии обширных поражений коррекция в первое время будет основываться на том, чтобы пациент смог говорить — то есть, проводится расторможение речевой работы. На этом этапе специалист помогает восстановить пассивный и активный словарный запас.
Впоследствии перед логопедом ставится сложная цель — это реализация процесса восстановления нарушенной работы мозга или оказание помощи в развитии компенсации, а именно — передача утраченных функций в результате повреждения другим зонам мозга.
При проведении занятий врач помогает пациенту снова использовать разговор в качестве основного средства общения, а впоследствии — контролировать речевую деятельность. Это требуется для обучения пациенту самостоятельно исправлять допущенные ошибки, корректировать словарный запас, выстраивать предложения и т.д. Помимо этого врач использует в занятиях упражнения для восстановления смысловой нагрузки на слова, тем самым тренируя пациента включать их в предложения и словосочетания.
Когда следует посетить логопеда
Логопедическая работа при афазии у ребенка проводится намного быстрее и эффективнее, чем при проведении восстановления взрослых после патологии, поэтому родители не должны отчаиваться.
Это важно! Чем раньше посетить логопеда, тем раньше начнут появляться первые результаты. Также при своевременном посещении врача пациент не успевает привыкнуть к воспроизведению неправильной речи, а это предотвратит возможность развития вторичных, прогрессирующих со временем нарушений.
Довольно сложно установить точное время, которое занимает коррекция нарушений. Восстановление может продлиться от шести — семи месяцев до двух — трех лет. То, когда наступит улучшение состояния, зависит от обширности поражения, от его локализации и от возраста пациента. У детей в возрасте пяти — шести лет коррекция проходит с большей скоростью в сравнении с остальными пациентами других возрастных групп.
Оцените статью:
Записи по теме: