В переводе с греческого, «праксис» обозначает способность человека к выполнению осознанных движений. Это возможно, если у человека отсутствует паралич и не наблюдается иных нарушений мышечного тонуса.
Общая информация
Неврологи под праксисом понимают автоматизированное выполнение однажды выученных движений. Двигательный акт выполняется «на одном дыхании» в том случае, если у человека не наблюдается патологий в зрительно-пространственной ориентировке.
Не менее важен не прекращающийся поток информации о том, как выполняются «автоматические» действия.
Нарушение праксиса определяется как апраксия.
При апраксии нарушаются только двигательные навыки. Расстройства движения при этом отсутствуют. Человек, у которого диагностировали апраксию, утрачивает навыки самообслуживания и использования даже самых простых бытовых приборов.
Всего неврологи выделяют следующие виды нарушений двигательных навыков:
- Зрительно-пространственное.
- Эфферентное.
- Афферентное (кинестетическое).
Нередко диагностируются нарушения речевого праксиса. Но рассматриваются они в отдельном порядке.
Особенности исследования праксиса
Исследование предполагает выполнение различных заданий. Человеку предлагается совершить несколько простых манипуляций с окружающими его предметами. Также специалист проверяет узнавание этих предметов по чувственным восприятиям.
- Перво-наперво специалист устанавливает наличие возможности осуществлять простейшие манипуляции. Человека могут попросить закрыть глаза или высунуть кончик языка. Также специалист может попросить больного выполнить пальцами рук ту или иную фигуру.
- После этого следуют задания посложнее. Специалист просит своего клиента расчесаться, зажечь спичку или насыпать соль на кусок хлеба. Затем наступает время еще более сложных тестов. Больной обязуется имитировать ловлю мух или забивание гвоздей.
- Затем специалист приступает к исследованию транзитивных действий. Для этого больного просят указать пальцем на собственный глаз или ухо. На последнем этапе больного просят построить несложную конструкцию из кубиков или спичек.
Исследование конструктивного праксиса
Проблема исследования трудовой деятельности конструктивного праксиса становится все более актуальной. Это объясняется тем, что количество людей с апраксиями становится все больше.
Ранняя диагностика способствует как успешности терапии, так и купированию вторичных наслоений.
Специалист, желающий исследовать конструктивный праксис, обычно прибегает к методикам «Сложи пирамидку». Также используется доска Сегена. Почти всегда доска эксплуатируется в модифицированном варианте, предполагающем наличие следующих этапов:
- свободный режим;
- знакомство с фигурками;
- рассаживание фигурок по гнездам (это делается только одной рукой).
Исследование проводится с закрытыми глазами. Перед выполнением заданий специалист фиксирует время выполнения каждого мини-задания. Немаловажное значение имеет то, какую стратегию выберет испытуемый.
Этот вариант позволяет специалисту оценить, как по ходу стереогностической деятельности взаимодействуют между собой оба полушария головного мозга.
Также для исследования конструктивного праксиса специалист прибегает к складыванию картинок. Тест предполагает собирание картинки из 2 или 3 частей, разрезанных по вертикали.
Если испытуемый благополучно справляется с заданием, исследователь предлагает ему собрать рисунок из частей, разрезанных по диагонали.
Немного сложнее кажется следующее задание. Испытуемому предлагается сложить рисунок по образцу из двух-четырех палочек. Возможно выполнение этого задания по памяти.
Специалист сам складывает рисунок, просит своего подопечного запомнить порядок действий, а затем убирает палочки и предлагает выполнить работу по памяти.
Исследование кинестетического праксиса
Кинестетическая апраксия образуется на фоне поражения средних и нижних зон постцентральной извилины. При этом происходит нарушение афферентного синтеза произвольного двигательного акта. Поэтому больной лишается возможности корректного воспроизведения поз верхних конечностей.
Без зрительного контроля человек не имеет возможности самостоятельно продемонстрировать, как нужно правильно застегиваться или расчесываться.
Исследование кинестетического праксиса происходит следующим образом. Доктор просит испытуемого:
- сжать кисть в кулак;
- оскалиться;
- вытянуть в трубочку губы;
- поднять язык и надуть щеки.
После этого специалист предлагает испытуемому произвести кистью несколько манипуляций. При этом предполагается последовательная смена позы кисти.
Процедура чем-то напоминает известную детскую игру «Камень — ножницы — бумага». Больной должен сперва показать ребро ладони, затем ладонь, а потом кулак. После тестирования одной руки наступает очередь второй.
Следующее упражнение немного проще. Исследователь предлагает своему подопечному несколько раз согнуть и разогнуть пальцы сначала на левой руке, а потом и на правой. Таким образом проверяется реципрокная координация.
Используются и иные методики. При помощи ОКД врачи могут дифференцировать ребят с задержкой психического развития от детей с нарушенным интеллектом.
Оцените статью:
Записи по теме: